|
|
|
|
|
|
|
|
Описание |
|
|
|
Первые
впечатления |
|
|
|
|
|
Условия
и окружающая среда для бега и езды на велосипеде, несмотря
на значительные физические нагрузки, были, по многим параметрам,
весьма благоприятными, а иногда и просто приятными. На всём
протяжении вокруг Озера проходит достаточно хорошее асфальтированное
шоссе. Его обочины во многих местах вполне аккуратно обработаны,
их поверхность напоминает гаревую дорожку стадиона, по ним
приятно бежать; асфальт шоссе по большей части качественный.
На значительных по протяжённости участках шоссе обсажено
пирамидальными тополями, которые создают тень и защищают
от солнца. Поскольку движение проходило по часовой стрелке,
то Озеро всё время было справа. То ли из-за определённого
свойства местности или по каким-то другим причинам, но на
протяжении всего пути со стороны Озера постоянно дул лёгкий
ветерок. В силу этого выхлопные газы от проходившего автотранспорта
относило в противоположную сторону. Воздух даже в середине
дня был прохладный. Он увлажнён и зачастую насыщен ароматами
трав, которые растут на пространстве между берегом и дорогой.
В то время в тех краях был сенокос, убирали какие-то злаковые
культуры. Что касается автотранспорта, то следует сказать,
что его интенсивность не очень высокая.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Почти
вся трасса - тополиная аллея
|
|
|
|
В основном
это легковые автомашины, причём поток их увеличивается в
конце недели, когда идёт наплыв отдыхающих. Наиболее загружен
северный участок дороги от Балычы до Чолпон Ата. Полотно
дороги расположено в среднем метров четыреста от береговой
линии. Наиболее далеко оно уходит от воды в северо - восточной
части в районе Каракола. Бежать, да и просто находиться
в такой окружающей среде, в такой атмосфере исключительно
приятно. Испытываешь ощущение физической бодрости, эмоциональной
приподнятости, временами с элементами эйфории. Особенно
запомнилась предвечерняя пора на подходе к районному центру
Тюп. Дорога плавным изгибом поворачивает на юго - восток
и на протяжении примерно двух километров идёт с едва заметным
уклоном к населённому пункту. Озеро осталось справа, чуть
сзади. Слева просторные поля с созревающими зерновыми культурами.
Хлеба густые, растения мощные. По сторонам дороги стена
пирамидальных тополей. Недавно прошёл дождь, ощущение чистоты
и свежести. Воздух напоён запахом трав, тишина. Дышится
свободно, бежать легко, а уж что до велосипедов, то они
катятся сами. Охватывает восторг, и невольно на ум приходит:
«Если Рай существует, то он здесь, в этом уголке Земли.»
Правда, у автора было такое же ощущение и его посещали такие
же мысли весной этого же года в Карелии во время пробега
Санкт-Петербург - Выборг, там был свой Рай.
|
|
|
Поля
вдоль дороги |
Никаких
трудностей и проблем с питанием мы не испытывали. Основная
опора на общепит. Там набор блюд не отличается большим разнообразием.
С десяток национальных рецептов: лагман, шурпа, плов, манты,
кумыс, овощные салаты, национальные приправы и ещё кое-что.
Например, сметана, которая гуще и жирнее, чем в Москве масло.
Пища эта сытная, порции полновесные, цены очень даже умеренные.
Кроме этого, ежедневно съедали, как минимум, один арбуз
килограмм на 9 - 10. Было удивительное изобилие абрикосов,
черной смородины, малины и кое-каких других фруктов и ягод.
В витаминной пище недостатка не было.
Если
говорить о физической нагрузке, то с точки зрения, например,
«бегунов - дальнобойщиков» она небольшая. Ну что там 570
километров на троих, да ещё за девять дней. И тем не менее
она ощущалась. Достаточно много сил уходило на транспортировку
багажа. Особенно выматывали отрезки пути, как уже отмечалось,
в горные ущелья. Десять - пятнадцать километров с солидным
набором высоты давались нелегко. Давала о себе знать и возникавшая
порой неопределённость, вызывавшаяся незнанием местности.
Например, мы долго блуждали в поисках дороги к музею Н.М.
Пржевальского. А это рваный бег - то остановка, то возврат
назад. Тем не менее за ночь удавалось полностью восстанавливаться
и с удовольствием продолжать движение на следующий день.
А уж любители беговых сверх нагрузок пусть нас не обессудят.
Интересным
это путешествие было и с точки зрения новизны. Особенно
для Михаила, который до этого в Средней Азии не был. Много
положительных эмоций просто сам по себе даёт этот удивительный
уголок Земли. Огромная чаша воды, окаймлённая горными хребтами
со снеговыми вершинами. Большое разнообразие ландшафта.
На Востоке -природа близкая к субтропикам с пышной растительность,
на южной стороне и на юго - востоке есть просто пустынные
места. Из растений здесь только колючки, да перекати поле.
|
|
Памятник
Пржевальскому |
Побывали
в музее петроглифов под открытым небом. Впечатляют древние
рисунки на скалах. Жаль только, что этим музеем сейчас,
как кажется, никто не занимается. Такое впечатление, что
он заброшен. Рисунки ведь могут исчезнуть. В противоположность
этому приятной неожиданностью было то, как оформлены и содержаться
могила и музей исследователя Центральной Азии нашего великого
соотечественника Н.М. Пржевальского.
Могила
и музей расположены на вершине холма в совершенно роскошном
парке. Всё там чисто, аккуратно. В музее богатая экспозиция
всего того, что связано с жизнью и научной деятельностью учёного
- путешественника. Персонал - подвижники, за посещение и экскурсию
берут какую-то мизерную плату. И с какой же любовью уже совсем
пожилая женщина - экскурсовод рассказывала о делах учёного
- исследователя! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|